История Самары

Фигура первая - доисторическая.

История Самары и Самарского края (а также этимология ойконима, этимология годонимов, КОМУч, Каппелевские золотые пароходы и золотые деньки Самары, как столицы России).

Об этимологии ойконима Самара до сих пор спорят историки, и не только самарские. Впрочем, на то и существуют историки, чтобы спорить. Каждый же коренной самарец с детства знает историю о том, что название города произошло от слияния двух слов: греческого - Сама (купец, торговец) и древнего названия реки Волги – Ра. Река Ра – колыбель всей человеческой цивилизации. Отсюда пошли египтяне, вавилоняне и прочие древние римляне. А египтяне настолько были поражены рекой Ра (наша Волга), что своего бога Солнца назвали Ра.

Фактически история цивилизованного мира началась с истории Самары. Именно самарские строители научили египтян и прочих «варваров» строить пирамиды без единого гвоздя и крошки раствора (многие особо сообразительные самарские строители до сих пор так и делают, а самарские дороги умудряются строить даже без асфальта и битума).

Вообще первые документальные подтверждения существования поселения на месте г Самара обнаружены аж в 1357 году, а на карте город Samar отмечен в 1459 году итальянским коммивояжером Фра-Мауро. Хотя история Самары, как города, официально начинается от 1586 года, благодаря чему в 1986 самарцы (в то время Куйбышевцы) имели возможность потратить на празднование 400-летия немало бюджетных средств еще СССР-овских.

Впрочем, самарские историки (опять они) готовы доказать что Самара как минимум на 250 лет старше, тогда в 2017 году мы сможем отметить 650-летие (а это сами понимаете, праздник совсем другого масштаба). Китайцы продвигают версию, что первую крепость на месте Самары построил их князь За Се Кин. Однако, самарские историки опровергают эту информацию, утверждая, что крепость заложил русский князь Г.О. Засекин в 1586 году. А в 1636 году самарская крепость имела размеры в 1,7 км на 350 м. Торговый центр «Космопорт», что на улице Дыбенко (200 000 кв.м.) всего чуть-чуть недотянул до тогдашних размеров Самарского укрепления.

В Советское время (1935-1990) Самара называлась Куйбышев. Памятник этому деятелю (любовно прозванный в народе «Головастик» за странные пропорции) установлен на площади его же имени, которая, как говорят, самая большая в Европе. Самарцы вообще любят все самое большое (в Самаре, например, как говорят, самый большой железнодорожный вокзал в Европе). За удивительно фантазийную форму главной башни (цилиндр с овальной шапочкой наверху) и расположение (в окончании улицы Л.Толстого) вокзал, также любовно прозвали «конец Льва Толстого».

История Самары в советское время поражает обилием событий и превращений. В советское время купеческая и крестьянская Самара стала одним из промышленных центров России. До промышленной революции из 2,8 млн. населения самарской губернии в городах жило всего 150 тыс.человек. До появления такси «Самара» транспортная проблема в Самаре решалась в основном при помощи гужевого транспорта. В губернии в конце девятнадцатого века насчитывалось 1 миллион голов лошадей, 150 тысяч волов и даже шесть тысяч верблюдов. Но это было до Сталина, который как известно, принял страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой, сиротами, политзаключенными и бункером имени себя в Самаре.

С 1940 по 1945 год эвакуированные заводы обеспечили рост производства в Самаре в 5,5 раз. Из достижений промышленности и автомобилизации стоит также отметить на 43% более загрязненный воздух, чем в среднем по России.

История Самары - фигура вторая, революционная